Ваше сообщение успешно отправлено!

Заказать звонок

Налоги - дело профессионалов!


+375(44) 541-88-03

Аудит и бухгалтерия. Судебная экономическая эеспертиза. Защита интересов в суде.

Аудит и бухгалтерия. Судебная экономическая эеспертиза. Защита интересов в суде.

10.01.17

Автор Процкая Е.П.

Изучение судебных экономических экспертиз в системе экспертных учреждений Республики Беларусь

В современных условиях ведущее место в системе экспертных учреждений в Республике Беларусь принадлежит Государственному комитету судебных экспертиз. Не является исключением в этом вопросе и деятельность по производству экономических исследований.

Как отмечает В.С. Каменков, в состав данного Государственного комитета вошли экспертные учреждения, которые ранее находились в подчинении не менее семи различных ведомств. В числе функций этого комитета называются, в частности и производство судебных экспертиз по делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, материалам проверок по заявлениям (сообщениям) о преступлениях; проведение исследований по материалам государственных органов, осуществляющих дознание, оперативно-розыскную и контрольную (надзорную) деятельность; ведение криминалистических учетов и коллекций. Также в функции данного органа входит подготовка предложений по вопросам совершенствования правового регулирования в сфере судебно-экспертной деятельности; подтверждение соответствия служебного и гражданского оружия и боеприпасов требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. Такой централизованный подход к организации деятельности экспертных учреждений будет способствовать и соответствующему ее правовому регулированию [15].

По мнению А.И. Шведа в начальный период функционирования Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь потребовалось проделать значительную работу в направлении правового обеспечения судебно-экспертной деятельности. Внесены изменения и дополнения, а также разработаны с учетом появления новой системы госорганов более чем 76 указов и декретов Президента Республики Беларусь, принято 18 законов, связанных с деятельностью Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, и более 85 постановлений Правительства Республики Беларусь. В рамках реализации единой государственной политики в сфере судебно-экспертной деятельности принято 49 постановлений Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь. 15 июля 2015 г. принят Закон Республики Беларусь «О Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь», проведена большая работа по приведению законодательства в соответствие с данным Законом[24].

Как пишет И.В. Тишутина подчиняется Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь непосредственно Президенту, который назначает его председателя и заместителей, устанавливает штатную численность центрального аппарата. Руководит комитетом Председатель, который утверждает структуру центрального аппарата комитета по согласованию с Президентом, утверждает штатное расписание. Финансирование органа и подчиненных ему организаций осуществляется за счет средств республиканского бюджета и иных не запрещенных законом источников. Средства, которые могут быть получены по гражданско-правовым договорам, в полном объеме поступают в бюджет и используются для развития материально-технической базы [23, с. 41].

В качестве основных задач Государственного комитета судебных экспертиз обозначены:

  1. реализация единой государственной политики в сфере судебно-экспертной деятельности;
  2. осуществление судебно-экспертной деятельности; подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;
  3. совершенствование судебно-экспертной деятельности;
  4. внедрение в нее достижений науки и техники, положительного опыта;
  5. организация и развитие международного сотрудничества в сфере судебно-экспертной деятельности.

Создание Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь повлекло за собой и изменение системы законодательного регулирования производства судебно-экономических экспертиз. Особенностью данных исследований является то, что они могут назначаться как в уголовном, так и гражданском и хозяйственном процессе.

В каждом из действующих процессуальных кодексов Республики Беларусь содержатся правовые нормы об особенностях производства экспертного исследования. Они порой не совсем схожи между собой.

Так, в Гражданском процессуальном кодексе Республики Беларусь от 11 января 199 г. № 238-З (ред. от 05 января 2016 г. № 356-З) установлено, что экспертиза проводится для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний в области науки, искусства, техники или иных сферах деятельности. Экспертиза может быть назначена в порядке обеспечения доказательств, при подготовке дела к слушанию или в ходе судебного разбирательства (ст. 216). В целом экспертизе и эксперту в данного кодекса посвящен параграф 5 главы 22 и еще множество правовых норм [1].

В Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. № 219-З (ред. от 05 января 2016 г. № 356-З) определено, что для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний, по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе хозяйственный суд назначает экспертизу (ст. 92) [4].

По Уголовно-процессуальному кодексу Республики Беларусь от 16 июля 1999 г № 295-З (ред. от 20 апреля 2016 г. № 358-З) экспертиза назначается в случаях, когда при производстве дознания, предварительного следствия необходимы специальные знания в науке, технике, искусстве или ремесле (ст. 226) [3].

В соответствии с Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З (ред. от 19 июля 2016 г. № 407-З) экспертиза назначается в случаях, когда при осуществлении административного процесса необходимы специальные знания в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности (ст. 10.15.) [2].

То есть, близкие по своей сути нормы права в отношение экспертного исследования, дифференцированы по своим целям, задачам и сферам охвата специальных познаний. При этом заключение эксперта при производстве в том числе и судебных экономических экспертиз рассматривается в качестве средства доказывания, либо источника доказательств, то есть имеет весомое значение в деле установления истины.

Ведомственный уровень системы нормативного регулирования судебно-экономических экспертиз образуют такие документы как: Инструкция о порядке производства судебных экспертиз и специальных исследований в научно-исследовательском учреждении «Научно-исследовательский институт проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Беларусь», утвержденную постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 31 июля 2003 г. №20 (ред. от 06 февраля 2012 г. №40), О лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 01 сентября 2010 г №450. и другие [3].

Нормативный уровень рассматриваемой системы регламентирует порядок назначения отдельных видов судебных экспертиз, а также условия и порядок составления экспертного заключения регламентированы нормативными актами различных органов и организаций. Наряду с государственными судебно-экспертными учреждениями судебно-экспертная деятельность может осуществляться организациями либо лицами (индивидуальными предпринимателями), не являющимися государственными судебно-экспертными учреждениями, но имеющими специальное разрешение (лицензию) на такой вид деятельности.

А.Б. Габриянчик отмечает, что в законодательстве Республики Беларусь до сих пор отсутствует основополагающий нормативный акт, который служил бы организационно-правовой базой для производства судебных экспертиз и определял правовое положение государственных и негосударственных судебно-экспертных организаций. Данная точка зрения поддерживается и на государственном уровне [11].

В аспекте сравнительного правоведения отметим, что в Российской Федерации уже с 2001 г. действует Закон «О государственной судебно-экспертной деятельности», который определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве. Отметим, что подобные законы существуют также в Украине (Закон «О судебной экспертизе» 1994 г.), Узбекистане (Закон «О судебной экспертизе» 2010 г.), Казахстане (Закон «О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан» 2010 г.). А значит, необходимость принятия нормативный правовой акт, который бы регламентировал вопросы судебно-экспертной деятельности, определял бы принципы судебно-экспертной деятельности, правовое положение руководителей как государственных, так и негосударственных судебно-экспертных учреждений, а также правовой статус экспертов этих учреждений сомнений не вызывает.

По мнению, высказанном в интервью руководителем Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь основные решения, определившие нынешнюю систему судебно-экспертных учреждений и порядок осуществления судебно-экспертной деятельности в Республике Беларусь, готовились достаточно тщательно. В данной сфере не было скоропалительных реформ [24].

По оценке А.И. Шведа, за три года работы Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь выполнил более миллиона экспертиз [25, с. 10].

При этом, как отмечает К.С. Евсиков, рост числа преступлений в экономической сфере приводит к возрастанию потребности в назначении и проведении судебных экспертиз со стороны судов и правоохранительных органов [12, с. 2].

А значит, в силу отсутствия официальной статистики о количестве проведенных судебно-экономических экспертиз эффективность их можно оценить косвенным путем через исследование динамики и тенденция изменения экономической преступности.

На рисунке 1 представлено изменение динамики количества преступлений в Республике Беларусь в 2010-2015 гг. [28].

1.png

Рис.1. Динамика изменения количества преступлений в Республике Беларусь в 2010-2015 гг., ед.

Как видно, вслед за некоторым снижением количества преступных деяний, происходящих в период с 2010 по 2014 год происходит их увеличение в 2015 году. При этом количество преступлений, связанных с мошенничеством, - для установления объективной стороны которых и происходит частое назначения судебно-экономических экспертиз разного вида увеличивается с 2013 года до значения 4074 преступлений в 2014 году и 3768 в 2015 году. При этом количество осужденных возрастает с 826 человек в 2013 году до 953 человек в 2014 году и 1042 человека в 2015 году.

Наглядно изменение динамики данных преступлений демонстрирует содержание рисунка 2.

2.png

Рис.2. Изменение темпов прироста преступлений в Республике Беларусь в 2010-2015 гг.

Полагаем, что представленные данные наглядно демонстрирует что переход к централизованному производству судебно-экономических экспертиз несомненно способствовал повышению раскрываемости экономических преступлений и увеличению количества дел, переданных в суд.

Об этом же свидетельствуют и данные диаграммы, представленной на рисунке 3.

3.png

Рис.3. Изменение удельного веса преступлений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности в общем количестве преступлений,%

В республике в 2015 году зарегистрировано 2 894 преступления против порядка осуществления экономической деятельности, что на 14,8% больше, чем в 2014 году, из них особо тяжких – 15 преступлений (в 3,8 раза больше).

В 2015 году предварительное расследование окончено по 66,6 тыс. преступлениям, что на 5,5% больше, чем в 2014 году.

Таким образом, судебно-следственная практика свидетельствует, что последние изменения организационных аспектов производства судебно-экономических экспертиз позитивно отразились на процессе расследования преступлений в экономической сфере.

Полученные статистические данные свидетельствуют, о высоком уровне развития судебно-экспертной системы Республики Беларусь в целом и системы экспертных учреждений и высокой значимости результатов судебно-экспертной деятельности в современном судопроизводстве.

Список использованных источников

  1. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 10 дек. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 18 дек. 1998 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 05.01.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь/ Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
  2. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 09 нояб. 2006 г.: одобр. Советом Респ. 01 дек. 2006 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 19.07.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь/ Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 24 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 20.04.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь/ Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
  4. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 11 нояб. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 26 нояб. 1998 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 05.01.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь/ Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
  5. О государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 26 июня 2015 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 2015 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 19.07.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
  6. Инструкция о порядке производства судебных экспертиз и специальных исследований в научно-исследовательском учреждении «Научно-исследовательский институт проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Беларусь» [Электронный ресурс]: принята постановлением Министерства юстиции Респ. Беларусь от 31 июля 2003 г. №20: в ред. постановления Министерства юстиции Респ. Беларусь от 06.02.2012 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
  7. О лицензировании отдельных видов деятельности [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь от 01 сент.. 2010 г №450// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
  8. Болдова, Н. К. Проблемы профессиональной подготовки и повышения квалификации и методического обеспечения экспертов-экономистов / Н. К. Болдова// Теория и практика судебной экспертизы. – 2007. - №4 . – С. 42-44.
  9. Ведомственное нормотворчество (теория и практика применения): монография / [В. А. Баранов и др.] ; отв. ред. М. А. Лапина, В. А. Баранов ; Федеральное гос. образовательное бюджетное учреждение высш. проф. образования Финансовый ун-т при Правительстве Российской Федерации. - Москва : Проспект, 2014. - 236 с. С. 130
  10. Виноградова, М.М. Международная научно-практическая конференция «Теория и практика судебной экспертизы в современных условиях» с точки зрения экспертов-экономистов / М.М. Виноградова Н.Н. Бондарь // Теория и практика судебной экспертизы– 2011. - №4. – С. 222-231.
  11. Габриянчик, А.Б. О правовом регулировании судебно-экспертной деятельности [Электронный ресурс] / А.Б. Габриянчик// Акутальные проблемы науки 21 века. – Режим доступа: http://library.miu.by/journals!/item.science-xxi/issue.1/article.5.html. – Дата доступа: 30.12.2016.
  12. Евсиков, К. С. Использование информационных технологий в судебно-бухгалтерской экспертизе в процессе расследования преступлений в экономической сфере : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. / К. С. Евсиков. -Краснодар, 2011. -26 с.
  13. Жмайлик, В.М, Актуальные проблемы судебных экономических экспертиз в Республике Беларусь / В. М. Жмайлик Право и демократия: сб.науч.тр. Вып.23 / редкол.: В.Н.Бибило (гл.ред.) [и др.]. - Минск: БГУ, 2012. - С. 294 - 304.
  14. Звягин С.А. Ретроспективный анализ развития судебно-бухгалтерской экспертизы в России / С.А. Звягин, Ю.Н. Ширимов// Вестник Воронежского института МВД России, 2013. - №2. – С. 11- 18.
  15. Каменков, В.С. Понятие судебной экспертизы [Электронный ресурс] / В.С. Каменков. Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/92477/1Понятие_судебной_экспертизы.pdf. – Дата доступа: 30.12.2016.
  16. Клинчук, А. В. Концептуальные основы регулирования судебно-экспертной деятельности / А. В. Клинчук, Л. О. Занимон // Судебная экспертиза Беларуси. – 2016. – № 1(2). – С. 12–14.
  17. Крицкая, С. В. Научный подход к экспертным проблемам (государственное учреждение «Научно-практический центр Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь») / С. В. Крицкая // Судебная экспертиза Беларуси. – 2015. – № 1. – С. 21–22.
  18. Котенева, Т.В. Методологические основы судебно-экономической экспертизы: Монография / Т.В. Котенева. - 2-е изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 212 с.
  19. Колесникова, Е.Н. Общественнно-исторические предпосылки развития судебно-экономической экспертизы / Е.Н. Колесникова // Международный технико-экономический журнал. - 2014. - № 3. - С. 32-36.
  20. Колесникова, Е.Н. Актуальные вопросы теории судебной экономической экспертизы // Международный технико-экономический журнал. - 2014. - № 3. - С. 26-31.
  21. Нелезина, Е. П. Судебно-бухгалтерская экспертиза / Е. П. Нелезина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИДАНА: Закон и право, 2012. - 167 с.
  22. Россинская, Е.Р. Теория судебной экспертизы (Судебная экспертология): Учебник / Е.Р. Россинская, Е.И. Галяшина, А.М. Зинин; Под ред. Е.Р. Россинской - 2-е изд., перераб и доп. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016.-368 с.
  23. Тишутина, И.В. Реформа системы судебно-экспертных учреждений: опыт Республики Беларусь и перспективы России / И.В. Тишутина // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2014 . - №3. – С. 39-46.
  24. Швед, А.И. Становление и развитие единой государственной политики в сфере судебно-экспертной деятельности в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / А.И. Швед // Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=15241. – Дата достцпа: - 30.12.2016.
  25. Швед, А. И. Формирование единого экспертного ведомства: результаты и перспективы / А. И. Швед // Судебная экспертиза Беларуси. – 2015. – № 1. – С. 8–11.
  26. Швед, А. И. Формирование единого экспертного ведомства: результаты и перспективы / А. И. Швед // Судебная экспертиза Беларуси. – 2015. – № 1. – С. 8–11.
  27. Экспертиза в судопроизводстве : учеб. для бакалавров / Е. Р. Россинская [и др.] ; под ред. Е. Р. Россинской. – М. : Проспект, 2016. – 336 с.
  28. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_6316. - Дата обращения: 28.12.2016.
Возврат к списку