Ваше сообщение успешно отправлено!

Заказать звонок

Налоги - дело профессионалов!


+375(44) 541-88-03

Аудит и бухгалтерия. Судебная экономическая экспертиза. Защита интересов в суде.

Аудит и бухгалтерия. Судебная экономическая экспертиза. Защита интересов в суде.

10.01.17

Автор Процкая Е.П.

История возникновения развития и становления судебно-бухгалтерской и судебно-налоговой экспертизы

Класс судебных экономических экспертиз на территории Республики Беларусь прошел несколько этапов в своем развитии, каждый из которых обусловлен как развитием экономических отношений в обществе, так и развитием различных отраслей права.

Исторически развитие судебных экономических экспертиз определялось возникновением и развитием потребностей, связанных с бухгалтерским учетом и развитием судебной бухгалтерской экспертизы. Далее — с усложнением форм и методов ведения экономической деятельности с необходимостью совершенствования системы контрольных процедур и появлением финансово-аналитических и финансово-кредитных налоговых экспертиз, налоговых экспертиз.

Первой в классе экономических экспертиз получила развитие именно судебная бухгалтерская экспертиза. Первоначальные сведения о применении бухгалтерской экспертизы в суде крайне скудны и отрывочны.

Известно, что первое историческое упоминание о применении специальных бухгалтерских познаний в судах относится к средним векам, в странах Средиземноморья, где юридический подход к бухгалтерскому учету привел к формированию его персоналистической теории, согласно которой объектом бухгалтерского учета выступают не предметы (недвижимость, товары, материалы, деньги), а права и обязательства субъектов хозяйственной деятельности. Наиболее полно этот подход был изложен в трудах итальянского бухгалтера Джузеппе Чербони. Юридическая интерпретация бухгалтерского учета была связана также с тем, что в судах документы рассматривали и трактовали юристы.

Дальнейшее развитие применение специальных бухгалтерских знаний в качестве источника доказательств получило и в других странах.

Как пишет С.А. Звягин, развитие бухгалтерского учета с середины XIX в. позволило использовать его передовые научно-теоретические положения в судебно-экспертной деятельности при производстве судебно-бухгалтерских экспертиз. Однако, отдельные представители русской дореволюционной теории уголовного процесса пренебрежительно относились к судебно-бухгалтерской экспертизе, считая эксперта-бухгалтера лишь «справочным» свидетелем, что, на наш взгляд, противоречило объективности и всесторонности расследования по уголовным делам, так как в суде эксперт-бухгалтер выступал в качестве специалиста, а не эксперта, дающего заключение по результатам исследования. Таким образом, не обладая необходимыми специальными знаниями в области бухгалтерского учета, суд брал на себя право по-своему интерпретировать результаты судебно-бухгалтерской экспертизы, что лишало объективности его решения [14, с. 13].

Почти все белорусские земли оказались в составе Российской империи к 1793 г. Толчком к развитию судебной бухгалтерской экспертизы послужила великая судебная реформа 1864 года. А. Х. Гольмстен и Г. Ф. Шершеневич исследовали с юридической точки зрения многие проблемы бухгалтерского учета и его документацию. Значительный вклад в развитие применения специальных экономических познаний внес Л. Е. Владимиров («Учение об уголовных доказательствах», 1886 г.).

В конце XIX — начале XX в. бухгалтерский учет и бухгалтерская экспертиза получают широкое признание в обществе. Известный ученый-юрист того времени В.К. Случевский отмечал, что развитие и применение данного вида экспертизы, прежде всего при расследовании преступлений, объяснялось необходимостью использования специальных знаний в бухгалтерии, без помощи которых невозможно разобраться в море цифр, фиксируемых в различных хозяйственных документах предприятий и отражающих отдельные операции. Обычные бухгалтеры не могли дать объективную оценку судебно-следственным органам [14, с.13].

Первые судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции Российской империи были образованы в начале XX века. 28 июня 1912 года Государственным Советом и Государственной думой Российской империи был одобрен Закон об учреждении кабинета научно-судебной экспертизы в Санкт-Петербурге, а 4 июля 1913 года одобрен Закон об учреждении кабинетов научно-судебной экспертизы в других городах.

Провозглашенная в марте 1918 г. Белорусская Народная Республика просуществовала менее года до окончания немецкой оккупации. И дальнейшее развитие экспертной деятельности происходило уже в условиях административно-командного подчинения Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР) органам управления советским государством.

Новая экономическая политика выдвинула вопрос применения специальных бухгалтерских познаний. Началось формирование профессиональных организаций, основной целью которых было проведение судебно-бухгалтерских экспертиз.

Именно в 20-е годы ХХ века, в период осуществления новой экономической политики, особый интерес представляет исследование формирования и функционирования белорусской экспертной деятельности в сфере производства разнообразных экономических исследований.

Переход к принципам НЭПа предусматривал экономические методы управления в условиях расширения масштабов товарно-денежных отношений и внедрения рыночного механизма хозяйствования. Особенностью новой экономической политики являлось стремление к объединению основных элементы процесса воспроизводства, открытию простора для интенсивного развития товарно-денежных отношений при помощи использования рыночного механизма в экономике под контролем государства и при активном участии государственных органов в регулировании рыночных отношений.

При этом в данный период развития БССР предусматривались строгие меры воздействия на предпринимателей, уклоняющихся от государственного надзора, учета и контроля, что открывало широкие возможности для экспертной деятельности.

В 1925 году по решению Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции СССР был создан орган независимого финансового контроля — Институт государственных бухгалтеров-экспертов при Народном комиссариате рабоче-крестьянской инспекции СССР, который имел широкую сеть местных органов, в том числе в БССР.

Первоначально специалисты Института осуществляли экспертизы отчетности, документов по отдельным разделам бухучета и по результатам проверки оформляли соответствующие заключения. Экспертизы проводились по требованию государственных, судебно-следственных органов и по инициативе частных лиц и учреждений. Задачи, стоящие перед бухгалтерами-экспертами того времени, существенно отличались от обязанностей современных экспертов: составление отчетности, разработка номенклатуры счетов, стандартизация документооборота в организациях с различными методами учета; разработка инструкций, предусматривающих типовую корреспонденцию счетов; инструктирование ревизионных комиссий (методы и объекты ревизий, анализ балансов и т.д.); оказание консультационных услуг по счетным вопросам; разработка рекомендаций по устранению замеченных дефектов в постановке учета; изучение условий совершения хозяйственных преступлений, возникающих из-за неправильной постановки учета и отчетности, и передача результатов проверки правоохранительным органам.

В 1930 году Институт государственных бухгалтеров-экспертов был ликвидирован, а его функции стало выполнять вновь созданное Всесоюзное товарищество социалистического учета при ВЦСПС, которое сохранило региональную структуру Института. На постоянно действующий штат экспертов-экономистов была возложена разработка инструктивной и методологической базы ведения бухгалтерских экспертиз, которая в то время находилась в зачаточном состоянии.

Родоначальником создания профессиональных органов, занимающихся проведением именно судебно-экономических экспертиз (а именно, судебно-бухгалтерских экспертиз), стало Центральное бюро судебно-бухгалтерской экспертизы при Прокуратуре СССР, которое просуществовало два года — с 1936 до 1938 года бюро обобщило всю деятельность экспертных организаций и занималось подготовкой и повышением квалификации экспертов.

В годы Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления экономики развитие структуры экспертных организаций в Республике Беларусь было временно приостановлено. Только в 1952 году при Министерстве финансов СССР было создано Бюро государственной бухгалтерской экспертизы. Его территориальные органы в БССР осуществляли методическую работу по экспертному исследованию и одновременно проводили бухгалтерские экспертизы по уголовным и гражданским делам в соответствии с решениями следственных органов, прокуратуры, суда, арбитража.

В 1957 году бюро было ликвидировано, а его структурные подразделения и филиалы были переданы в подчинение Минюсту БССР и впоследствии были реорганизованы в специализированные лаборатории экономических экспертиз.

В сентябре 1970 г. в связи с реорганизацией Министерства юстиции БССР были созданы отделы судебных экспертиз, которые руководили периферийными учреждениями бухгалтерской экспертизы. Помимо этого в научно-исследовательских криминалистических лабораториях МВД БССР были организованы отделы или группы бухгалтерской экспертизы. На этом преобразование не закончилось, и логика развития судебной экспертизы потребовала создания в 1988 г. самостоятельного научно-практического подразделения — Всесоюзного научно-криминалистического центра (ВНКЦ).

Как пишет А.И. Швед в период приобретения Республикой Беларусь суверенитета правовые и организационные условия в правоохранительной системе сохраняли традиционно сложившийся уклад еще в СССР. С его развалом в определенной мере была сломана система управления, методического и кадрового обеспечения деятельности многих государственных органов, в том числе судебно-экспертных учреждений. Это привело к тому, что со временем все чаще обращали на себя внимание болевые точки судебно-экспертной деятельности: проблемы организационного, материально-технического и кадрового обеспечения. Ранее эти функции выполнялись централизованно в рамках соответствующих союзных ведомств. В новых экономических условиях создание полноценных систем управления и обеспечения в каждом ведомстве, имеющем экспертные подразделения, было практически невозможно. А это, в свою очередь, создавало трудности в решении многих задач [24].

Преодолеть существовавшие на тот момент проблемы межведомственного взаимодействия была призвана межведомственная комиссия по вопросам судебно-экспертной деятельности при Совете Безопасности Республики Беларусь. Работа данного коллегиального органа позволила решить многие проблемы экспертной деятельности в стране в целом, в том числе и связанные с осуществлением экономических исследований. Так, был разработан проект инструкции о порядке совместного производства экспертиз экспертными учреждениями различных ведомств, предпринимались шаги по развитию методического обеспечения экспертной деятельности, реализовывались и многие другие значимые направления взаимодействия.

Однако, существующая децентрализация судебно-экспертных учреждений, их подведомственность различным ветвям государственной власти, несмотря на улучшения взаимодействия между ними, негативным образом сказывалось на качестве проводимых экспертиз. Все чаще в профессиональном сообществе стали возникать идеи об объективной необходимости централизации государственных судебно-экспертных учреждений и подразделений.

В связи со сложившимися тенденциями в белорусском обществе активно прорабатывался вопрос объединения экспертных учреждений под эгидой нового ведомства, которое могло бы выполнять роль регулятора. Аналогичный подход был реализован при образовании Следственного комитета Республики Беларусь. Позднее Указом Президента Республики Беларусь от 22 апреля 2013 г. № 202 «Об образовании Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь» был окончательно определен основной вектор государственной политики в сфере судебно-экспертной деятельности. Его основу составил субъект единой государственной политики в сфере судебно-экспертной деятельности – Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь, на который возложены соответствующие задачи.

Новая система государственных органов объединила экспертные подразделения органов внутренних дел, Государственной службы медицинских судебных экспертиз, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства юстиции, Министерства обороны Республики Беларусь.

Создание единой научно-практической базы проведения экспертизы самым непосредственным образом повлияло на качество и экономических исследований. Создания единой системы управления, материально-технического, правового и организационного обеспечения по оценке А.И. Шведа позволило добиться того, что более 99 процентов экспертиз выполняется в месячный срок, тогда как ранее срок проведения экспертиз доходил до полутора лет. Помимо оперативности, много внимания уделяется обеспечению качества экспертиз [25, с. 10].

В этой связи следует обратить внимание на современные тенденции в развитии научного обеспечения судебно-экспертной деятельности. Научная составляющая всегда играла определяющую роль в эффективности судебно-экспертной деятельности.

Совокупный материальный ущерб от совершаемых экономических правонарушений и преступлений намного выше потерь от других видов противоправной деятельности. Практика свидетельствует, что именно активное использование судебно-экспертных исследований в свете значительного роста профессионализма криминальных субъектов и усложнения способов совершения преступлений позволяет не только доказать факты нарушения законодательства, но и, в силу своей специфики, осуществляет их профилактику, предупреждение и прогнозирование. Представляется, что в ходе дальнейшей работы в данном направлении будут выработаны эффективные научно обоснованные подходы к производству судебно-экономических экспертиз в Республике Беларусь.

Список использованных источников

  1. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 10 дек. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 18 дек. 1998 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 05.01.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь/ Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
  2. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 09 нояб. 2006 г.: одобр. Советом Респ. 01 дек. 2006 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 19.07.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь/ Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 24 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 20.04.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь/ Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
  4. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 11 нояб. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 26 нояб. 1998 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 05.01.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь/ Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
  5. О государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 26 июня 2015 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 2015 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 19.07.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
  6. Инструкция о порядке производства судебных экспертиз и специальных исследований в научно-исследовательском учреждении «Научно-исследовательский институт проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Беларусь» [Электронный ресурс]: принята постановлением Министерства юстиции Респ. Беларусь от 31 июля 2003 г. №20: в ред. постановления Министерства юстиции Респ. Беларусь от 06.02.2012 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
  7. О лицензировании отдельных видов деятельности [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь от 01 сент.. 2010 г №450// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
  8. Болдова, Н. К. Проблемы профессиональной подготовки и повышения квалификации и методического обеспечения экспертов-экономистов / Н. К. Болдова// Теория и практика судебной экспертизы. – 2007. - №4 . – С. 42-44.
  9. Ведомственное нормотворчество (теория и практика применения): монография / [В. А. Баранов и др.] ; отв. ред. М. А. Лапина, В. А. Баранов ; Федеральное гос. образовательное бюджетное учреждение высш. проф. образования Финансовый ун-т при Правительстве Российской Федерации. - Москва : Проспект, 2014. - 236 с. С. 130
  10. Виноградова, М.М. Международная научно-практическая конференция «Теория и практика судебной экспертизы в современных условиях» с точки зрения экспертов-экономистов / М.М. Виноградова Н.Н. Бондарь // Теория и практика судебной экспертизы– 2011. - №4. – С. 222-231.
  11. Габриянчик, А.Б. О правовом регулировании судебно-экспертной деятельности [Электронный ресурс] / А.Б. Габриянчик// Акутальные проблемы науки 21 века. – Режим доступа: http://library.miu.by/journals!/item.science-xxi/issue.1/article.5.html. – Дата доступа: 30.12.2016.
  12. Евсиков, К. С. Использование информационных технологий в судебно-бухгалтерской экспертизе в процессе расследования преступлений в экономической сфере : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. / К. С. Евсиков. -Краснодар, 2011. -26 с.
  13. Жмайлик, В.М, Актуальные проблемы судебных экономических экспертиз в Республике Беларусь / В. М. Жмайлик Право и демократия: сб.науч.тр. Вып.23 / редкол.: В.Н.Бибило (гл.ред.) [и др.]. - Минск: БГУ, 2012. - С. 294 - 304.
  14. Звягин С.А. Ретроспективный анализ развития судебно-бухгалтерской экспертизы в России / С.А. Звягин, Ю.Н. Ширимов// Вестник Воронежского института МВД России, 2013. - №2. – С. 11- 18.
  15. Каменков, В.С. Понятие судебной экспертизы [Электронный ресурс] / В.С. Каменков. Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/92477/1Понятие_судебной_экспертизы.pdf. – Дата доступа: 30.12.2016.
  16. Клинчук, А. В. Концептуальные основы регулирования судебно-экспертной деятельности / А. В. Клинчук, Л. О. Занимон // Судебная экспертиза Беларуси. – 2016. – № 1(2). – С. 12–14.
  17. Крицкая, С. В. Научный подход к экспертным проблемам (государственное учреждение «Научно-практический центр Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь») / С. В. Крицкая // Судебная экспертиза Беларуси. – 2015. – № 1. – С. 21–22.
  18. Котенева, Т.В. Методологические основы судебно-экономической экспертизы: Монография / Т.В. Котенева. - 2-е изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 212 с.
  19. Колесникова, Е.Н. Общественнно-исторические предпосылки развития судебно-экономической экспертизы / Е.Н. Колесникова // Международный технико-экономический журнал. - 2014. - № 3. - С. 32-36.
  20. Колесникова, Е.Н. Актуальные вопросы теории судебной экономической экспертизы // Международный технико-экономический журнал. - 2014. - № 3. - С. 26-31.
  21. Нелезина, Е. П. Судебно-бухгалтерская экспертиза / Е. П. Нелезина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИДАНА: Закон и право, 2012. - 167 с.
  22. Россинская, Е.Р. Теория судебной экспертизы (Судебная экспертология): Учебник / Е.Р. Россинская, Е.И. Галяшина, А.М. Зинин; Под ред. Е.Р. Россинской - 2-е изд., перераб и доп. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016.-368 с.
  23. Тишутина, И.В. Реформа системы судебно-экспертных учреждений: опыт Республики Беларусь и перспективы России / И.В. Тишутина // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2014 . - №3. – С. 39-46.
  24. Швед, А.И. Становление и развитие единой государственной политики в сфере судебно-экспертной деятельности в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / А.И. Швед // Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=15241. – Дата достцпа: - 30.12.2016.
  25. Швед, А. И. Формирование единого экспертного ведомства: результаты и перспективы / А. И. Швед // Судебная экспертиза Беларуси. – 2015. – № 1. – С. 8–11.
  26. Швед, А. И. Формирование единого экспертного ведомства: результаты и перспективы / А. И. Швед // Судебная экспертиза Беларуси. – 2015. – № 1. – С. 8–11.
  27. Экспертиза в судопроизводстве : учеб. для бакалавров / Е. Р. Россинская [и др.] ; под ред. Е. Р. Россинской. – М. : Проспект, 2016. – 336 с.
  28. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_6316. - Дата обращения: 28.12.2016.

Возврат к списку