Ваше сообщение успешно отправлено!

Заказать звонок

Налоги - дело профессионалов!


+375(44) 541-88-03

Аудит и бухгалтерия. Аудиторская проверка. План санации и судебная экспертиза. Защита интересов в суде.

Аудит и бухгалтерия. Аудиторская проверка. План санации и судебная экспертиза. Защита интересов в суде.

План санации организации и судебная экспертиза

План санации и экономическая несостоятельность (банкротство), судебная экспертиза

Санация (от лат. sanatio — оздоровление, лечение) — система разного рода мероприятий (структурная перестройка, реструктуризация кредиторской задолженности, изменение ассортимента производимой продукции, сокращение числа работающих, ликвидация излишних структурных звеньев и подразделений и т. п.), которая позволяет избежать банкротства. Санация может осуществляться при участии банков, органов исполнительной властикоммерческих организаций и др. Одной из главных мер экономической санации (в том числе и бизнес-санации) является переоценка и изменение стратегических перспектив управления предприятиями

Результатом таких изменений в идеале становится выход из кризисного состояния  и переход на траекторию дальнейшего развития, которое характеризуется стабильным ростом количественного и качественного ресурсного потенциала.

Объектами экономической (бизнес-) санации могут являться экономические системы, отдельные элементы сложных систем и отдельные функции, выполняемые этими элементами или системой в целом. Субъектами санации являются менеджерыкредиторы и собственники, а также внешние компетенции, которые привлекаются при недостатке квалифицированного управления внутри предприятия.

Санация — это финансовая помощь учредителями должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику в размере, достаточном для погашения денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей и восстановления платёжеспособности должника (санация). Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

 Принципы проведения санации

 Принцип упущенных возможностей. Он базируется на утверждении, чем раньше будет осознана необходимость реорганизации бизнеса, тем легче будет предприятию преодолевать зону неблагополучия (кризис) и не допустить критического падения основных показателей деятельности.

 1.  Принцип динамичности экономических процессов. Несмотря на то, что сроки санации строго не ограничиваются, её проведение должно носить оперативный и упреждающий характер, так как запаздывание с неотложными мерами усугубляет положение предприятия. Поэтому в программу санации включаются преимущественно тактические и быстро окупаемые мероприятия, что не отрицает наличия стратегических ориентиров преобразования организации;

2.  Принцип малозатратности антикризисных мероприятий. Данный принцип актуален для любого плана, но при остром дефиците ресурсов на убыточном предприятии, низкой потенциальной возможности получения внешних инвестиций без относительной потери самостоятельности он имеет первостепенное значение;

3. Принцип прозрачности. Все санационные мероприятия, их задачицели и средства достижения, должны быть известны и понятны персоналу предприятия, иначе антикризисная программа будет малоэффективной или вовсе неэффективной, и предприятие не будет выведено из кризисного состояния;

4. Принцип соблюдения компромисса между интересами. Компромисс должен быть найден между интересами собственниковменеджеровработниковкредиторов и инвесторов предприятия, иначе неизбежным становится саботаж программных мероприятий со стороны участников, интересы которых ущемлены;

5.  Принцип сотрудничества с персоналом. Этот принцип также является одним из главных и заключается в привлечении сотрудников предприятия к разработке программы санации, так как это повышает их мотивацию и способствует более эффективной реализации программы. 

Санационные мероприятия

В качестве первоначального санационного мероприятия следует разрешить конфликт между интересами кредиторов и собственников предприятия. Это необходимо по причине того, что зачастую одной из причин банкротства предприятия является ограниченность и узконаправленность интересов фирм-собственников, что приводит к их разрозненности и, как следствие, неэффективному управлению предприятием.

1. Далее необходимо провести объединение (интеграцию) разрозненных звеньев производства, осуществить их централизацию. Проведение интеграции должно, кроме того, касаться повышения качества производимой продукции, а также её модификации, обновления ассортимента, так как это необходимо для повышения конкурентоспособности предприятия.

2. После централизации производства и достижения компромисса между интересами всех сторон одним из вариантов дальнейшего развития будет диверсификация продукции вместе с освоением её новых видов. Данные меры позволяют сменить вид профильной продукции (это та продукция, которая составляет основной объём производства), что в дальнейшем даёт стабильный источник доходов и тем самым выводит предприятие из кризиса.

3. Следующим этапом следует проанализировать рыночные перспективы предприятия и провести ряд изменений, направленных на один из следующих вариантов стратегии: ориентирование на уже существующую нишу на рынке товаров или удовлетворение наиболее платёжеспособных потенциальных клиентов. Такими изменениями могут быть: торговая марка, рыночные позиции, изменение системы взаимодействия с клиентами (покупателями), рыночная информация и другие изменения. Сохранение рыночного потенциала даже во время кризисного периода является важнейшим в управлении предприятием, так как это позволяет сделать покупателя более лояльным. Лояльный потребитель будет готов приобретать продукцию даже за более высокую цену, однако для его привлечения нужно активно продвигать продукцию и сохранять её качество.

4.  Для освоения производством новой продукции в рамках санационных и антикризисных мероприятий целесообразным будет консервативный подход к вопросу. Данный подход ограничен в возможностях финансирования стартовых инвестиций в новый бизнес и в сроках окупаемости. Реализация такой стратегии требует учёта финансовых перспектив. Освоение новых видов продукции, ввод инноваций в производство будет способствовать привлечению новых клиентов (покупателей). Кроме того, важно соблюдать высокое качество производимой продукции, так как это способствует, как ранее говорилось, повышению лояльности покупателя. Такой покупатель, которому важно качество товара, будет способен платить больше за данную продукцию, что позволит производителю повысить цены с целью выхода из кризисного состояния.

5.  Для того, чтобы расширить и укрепить финансовые перспективы предприятия в процессе санации необходимо обратить внимание на улучшение отношений с банками и налоговыми органами, повышение рейтинга кредитоспособности, привлечение финансовой помощи и выпуск эмиссионных ценных бумаг. В данном случае перспективы обеспечения экономической санации предполагают способность фирмы выполнять свои долгосрочные обязательства. Это способствует возможности перераспределения ресурсов, выплаты взаимных долговсубсидирования, стратегического планирования распределения ресурсов, выдачи гарантий по кредитам. Решение финансовых проблем тесно связано с кадровыми перспективами, которые также затрагивает экономическая санация.

6.    Обеспечение кадровых перспектив является одной из наиболее сложных задач при санации предприятия. Зачастую не предпринимаются должные попытки в реструктуризации системы, что приводит к сокращению численности персонала и, как следствие, кадрового потенциала в промышленности. В большинстве случаев на предприятиях не используются возможности повышения качества человеческого капитала и увеличения мотивации персонала. Одним из возможных вариантов развития событий может стать применение неординарной системы поощрений персонала и стиля руководства. Важной составляющей оптимизации работы персонала является чёткое распределение полномочий и задач между менеджерами предприятия. Для осуществления таких изменений следует обеспечить переобучение персонала. Так как в рамках санационных мероприятий это не должно способствовать крупным расходампереквалификацию и

повышение  квалификации  работников можно проводить прямо на рабочих местах благодаря использованию гибких форм наставничества, коллективному обсуждению проблем производства, проведению рабочих семинаров и т.п. Данные мероприятия требуют высокой квалификации и у руководства.

7. Для грамотного совершенствования организационных перспектив производства ключевым фактором является наличие соответствующих компетенцийорганизационной структуры и культуры. Именно отсутствие у руководства необходимых компетенций зачастую приводит к неудачному опыту в антикризисном управлении и отсутствию положительного эффекта от санационных мероприятий. 

Санация реорганизуемого предприятия может проводиться в форме: 

1. Слияния. Компания-должник вливается в устойчивую в финансовом отношении компанию, теряя при этом юридический (самостоятельный) статус. При объединении организаций одной отрасти имеет место слияние горизонтальное, при объединении компаний из смежных отраслей – вертикальное, а если предприятия не имеют отраслевых или иных пересечений, то процесс носит название конгломератного слияния.

2. Разделения, применяемого в отношении организаций, занятых производственной деятельностью многоотраслевого характера.

3. Поглощения. Санатор, поглощая проблемную компанию, получает в результате комплекс имущества и основную часть активов должника, который сохраняется в виде юридического лица при получении статуса дочернего предприятия.

4. Преобразования (по решению учредителей) в акционерное общество. При выборе данной процедурной формы требуется обеспечение предусмотренного действующим законодательством минимального размера средств для создания уставного фонда.

5. Приватизации, которая также востребована при процедуре санации государственных предприятий.

6.  Сдачи в аренду. Форма применима в отношении предприятий государственной принадлежности, передаваемых (одновременно с долгами организации) в аренду участникам трудового коллектива.

В чем заключается финансовый анализ, проводимый до начала санации

Специально созданная комиссия анализирует финансовое и хозяйственное состояние должника с учетом основных показателей его деятельности, имущественного состояния. По показателям бухгалтерского баланса проводится расчет общей стоимости имущества, размера оборотных активов, а также собственных и заемных средств, вложенных в имущество.

Изучаются показатели ликвидности и платежеспособности, сложившиеся на начало и на конец отчетного периода, выполняется раскрытие задолженности (дебиторской, кредиторской) по времени возникновения, размерам, очередности выплат, поставщикам. Анализируются отношения со значимыми поставщиками, степень вероятность поддержки последними реструктуризации и готовности к сотрудничеству.

Выявляется уровень имеющихся ликвидных активов и степень их достаточности/недостаточности для удовлетворения в оговоренный договорами срок предъявляемых кредиторами требований, обязательств перед бюджетом.

С целью определения основных показателей ликвидности определяются остатки средств на счетах должника (расчетном, текущем валютном, специальном, аккредитивов) и размер задолженности по банковским и иным займам.

Анализируются виды затрат, учитываемых в себестоимости производимого изделия, включая не связанные с производственно-хозяйственной деятельностью, для выявления возможности их последующего использования, сдачи в аренду или продажи. Определяется фактическое наличие сырья, запасных частей, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, топлива, иных видов товарных и материальных ценностей, не относящихся к процессу производства

Итог. На основании информации, полученной при проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, членами комиссии подготавливаются выводы и предложения по формам и способам ведения санации компании, финансовым и материально-техническим источникам ресурсов для реализации проектов.

Какие пункты предусматривает план санации предприятия

При ведении досудебной санации компания составляет план процедуры совместно с кредиторами, в котором указываются:

· данные о текущем финансовом и хозяйственном состоянии и организационной структуре должника, наличии дочерних предприятий, филиалов, представительств, правовом статусе имущества подразделений;

· цели процедуры и меры, предусматриваемые для улучшения платежеспособности компании (реструктуризация организации, реализация и сдача в аренду имущества, ликвидация нерентабельных производств или их перепрофилирование, изменение сроков оплаты платежей (рассрочка), изменение (продление) сроков займов, уменьшение численности штатного списка), а также временные границы для их осуществления;

· расчет размеров необходимых средств, требуемых для проведения запланированных мероприятий;

· выявление источников финансовых средств для осуществления мероприятий, предпринимаемых для оздоровления производственной деятельности: обязательства инвесторов и кредиторов касательно выделения финансовой поддержки или условий гашения задолженности, банковские ссуды, бюджетные ресурсы;

· условия, от выполнения которых зависит участие инвесторов и кредиторов в ведении досудебной санации: распоряжение долей от продукции организации, аренда фондов предприятия или получение (покупка) права собственности на имущество, перевод долга (кредиторских требований) на инвестора;

· ожидаемые последствия после выполнения принятого плана мероприятий по санации, прогнозные показатели по прибыли и убыткам, движению денежных средств на планируемый период.

После одобрения кредиторами план подлежит отправке на утверждение в хозяйственный суд. Если в срок до 6 месяцев от момента принятия решения о реорганизации план процедуры не был передан на утверждение в суд, ставится вопрос о банкротстве организации и запускается процесс ее ликвидации.

Досудебная санация 

Меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемая собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.

 Возможные последствия процедуры санации

Срок для досудебной санации ограничивается периодом в 1 год, в ряде случаев возможна его пролонгация уполномоченным органом не более чем на 6 месяцев.

За 2 недели до завершения процедуры управляющий предоставляет кредиторам отчет с приложением списка требований. Итогом собрания, созываемого для рассмотрения отчета, является решение из числа следующих:

1. Об исполнении принятого плана мероприятий и окончании процедуры по восстановлению платежеспособности проблемного предприятия.

2.  О направлении в суд заявления, содержащего ходатайство:

о прекращении процесса досрочно по причине восстановленной платежеспособности компании и начала расчетов с долгами (кредиторами);

o   продлении ранее определенного срока (периода) для проведения процедуры;

  признании компании банкротом и запуске процесса ликвидации юридического лица;

3. О заключении мирового соглашения.

Если собранием не принято какое-либо решение из вышеуказанных либо расчеты с кредиторами не проведены в определенные для этого сроки, то хозяйственный суд принимает решение, по которому должник признается банкротом и начинается ликвидационная процедура.

Санация признается удовлетворительной, если в результате ее проведения показатели работы компании свидетельствуют о росте ликвидности, наличии платежеспособности, доходности, увеличении стоимости активов, то есть о ее выходе из ситуации финансового кризиса.

План санации должен быть направлен на удовлетворение требований кредиторов, улучшение финансового состояния, восстановление платежеспособности должника и содержать следующие разделы: общую часть, анализ производственно-хозяйственной деятельности и финансового состояния, организацию производства и управления, маркетинг и сбыт, производство и снабжение, технологию, кадры, финансы.

Процедура санации вводится судом по закону Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве) — после открытия конкурсного производства и в момент принятия судом решения о признании должника банкротом с санацией должника. Согласно ГК Республики Беларусь признание юридического лица экономически несостоятельным (банкротом) влечет его санацию, а при невозможности или отсутствии оснований продолжения деятельности — ликвидацию.

Закон Республики Беларусь об Экономической Несостоятельности (Банкротстве)  Статья 121

План санации должника и (или) план ликвидации должника – юридического лица либо план прекращения деятельности должника – индивидуального предпринимателя

При наличии оснований для проведения санации управляющий на основании анализа хозяйственной (экономической) деятельности и анализа финансового состояния и платежеспособности должника должен разработать план санации должника и представить его на утверждение собранию кредиторов не позднее семидесяти пяти дней со дня опубликования объявления об открытии конкурсного производства.

Управляющий в письменной форме уведомляет всех кредиторов о дате и месте проведения собрания кредиторов и предоставляет им возможность для ознакомления с планом санации должника и (или) планом ликвидации должника – юридического лица либо планом прекращения деятельности должника – индивидуального предпринимателя не менее чем за десять дней до даты проведения указанного собрания.

План санации должника, имеющего государственные и (или) международные заказы, согласовывается управляющим с государственным органом, государственной и (или) международной организацией, разместившими такие заказы, до представления его на утверждение собранию кредиторов. При этом в установленном порядке допускаются:

преобразование государственных организаций-должников в государственные унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия), если единственным участником (собственником имущества) указанных организаций является Республика Беларусь. План санации должника может предусматривать предварительный выкуп государством акций (долей в уставном фонде) участников;

проведение реструктуризации задолженности по обязательным платежам, в том числе зачет требований по уплате должником платежных обязательств перед государственными юридическими лицами и обязательств перед республиканским и местными бюджетами;

приостановление хозяйственным судом по ходатайству государственного органа на срок до трех месяцев реализации имущества, части имущества должника для выработки предложений о восстановлении платежеспособности должника.

План санации должника – государственной организации согласовывается управляющим с государственным органом, в подчинении (составе) которого находится должник или который осуществляет управление принадлежащими Республике Беларусь акциями (долями в уставном фонде) должника.

В случае необходимости внесения изменений и (или) дополнений в утвержденный хозяйственным судом план санации должника или план ликвидации должника – юридического лица либо план прекращения деятельности должника – индивидуального предпринимателя управляющий подготавливает такие изменения и (или) дополнения и вносит их на рассмотрение собрания кредиторов.

В плане санации должника должны предусматриваться меры по восстановлению платежеспособности должника и срок ее восстановления.

Платежеспособность должника признается восстановленной в случае отсутствия оснований для открытия конкурсного производства, установленных статьей 84 настоящего Закона.

В случае отсутствия оснований для проведения санации должника управляющий разрабатывает план ликвидации должника – юридического лица либо план прекращения деятельности должника – индивидуального предпринимателя и представляет его на утверждение собрания кредиторов в срок, установленный частью первой настоящей статьи.

Управляющий может разработать альтернативные план санации должника или план ликвидации должника – юридического лица либо план прекращения деятельности должника – индивидуального предпринимателя.

В план санации должника и (или) план ликвидации должника – юридического лица либо план прекращения деятельности должника – индивидуального предпринимателя включаются выводы анализа хозяйственной (экономической) деятельности и анализа финансового состояния и платежеспособности должника.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27 февраля 2004 г. N 57 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРТИЗЫ

 
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

13 июля 2012 г. № 415-З "Об экономической несостоятельности (банкротстве)"  ГЛАВА 8. САНАЦИЯ 

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Возврат к списку