Изменения в налоговый кодекс
на 2023 год
Законом от 30.12.2022 № 230-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» внесены изменения в Налоговый кодекс (НК) на 2023 год.04.01.2023 опубликованы изменения в Налоговый кодекс на 2023 год и изменения представлены на 123 страницах.
НДС при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РБ у иностранных индивидуальных предпринимателей
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГОТОВЫХ РЕШЕНИЙ НДС И ЭСЧФ ПРИ ВВОЗЕ ТОВАРОВ
Налоговая база НДС при экспорте товара в валюте, отличной от валюты платежа. Льготная ставка 0% НДС.
Надо ли корректировать налоговую базу НДС на суммовые разницы, возникающие при последующей оплате? Далее - пример ситуации.
Журнал "Главный бухгалтер"
ГОДОВОЙ ОТЧЕТ за 2022 год с учетом нововведений законодательства в 2023 году
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ
Обозначенные тенденции формировались на фоне поэтапного изменения законодательства об аудите: с принятием в 2013 году нового Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», критерий выручки для обязательного аудита был увеличен с 600 тыс. евро до 5 млн евро; критерий учетной выручки изменен с 01.01.2020 на 500 тыс. базовых величин, включая НДС, прочие налоги с учетом включения субсидий из бюджета.
Ежегодному обязательному аудиту подлежит годовая индивидуальная и консолидированная (в случае ее составления) бухгалтерская и (или) финансовая отчетность, составленная в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в том числе юридических лиц, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год превышает 500 000 БВ (на 31 декабря предыдущего отчетного года) (абз. 13 п. 3 ст. 22 Закона об аудиторской деятельности).
Выручка от реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности" (субсчет 90-1 "Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг") вместе с налогами и сборами, исчисляемыми из выручки от реализации (НДС, акцизами и др.) (п. 22 Инструкции N 102, ч. 5 п. 70 Инструкции N 50).
15 февраля 2023 года – срок представления формы государственной статистической отчетности 1-мп (Комментарий к постановлению Белстата от 04.11.2022 № 118)
В разделе «Документы. Формы. Бланки» для подписчиков доступны формы по статистической отчетности, в том числе по 1-мп. здесь >>>
Расчет авансовых платежей по земельному налогу за 2023 год
10 важных дел февраля 2023 года
Постановление № 713 изменилось (Комментарий к постановлению № 713(2))
МНС – о новой книге учета при УСН и порядке ее заполнения
Контролируемая задолженность: не забудьте сделать расчет по итогам 2022 года
МНС об отмене освобождения от НДС по Указу № 345
31 декабря 2022 года истекло действие льготы по НДС, предусмотренной Указом Президента от 22 сентября 2017 г. № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания»
С 2023 года для индивидуальных предпринимателей (ИП) полностью исключено применение упрощенной системы налогообложения.
С 2023 г. ИП могут применять два режима налогообложения:
- общий порядок налогообложения (предусматривает уплату подоходного налога с физических лиц). При этом в 2023 году ставка подоходного налога увеличена с 16% до 20%;
- систему уплаты единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (единый налог) в порядке и на условиях, определенных в главе 33 НК. С 01.01.2023 существенно сокращены виды деятельности, по которым ИП могут применять единый налог.
Новации 2023 года читайте в ilex. Сохранить документ в PDF.
Изменения в налогообложении ИП
Изменения в налогообложении физических лиц (разъяснения по налогу на профессиональный доход тут, специальная страница с базовой информаций, порядку регистрации в качестве плательщика, ссылках на обязательные приложения - тут)
1️⃣ Комментарии МНС
НДС Акцизы Земельный налог УСН (разъяснения тут, ответы на типовые вопросы тут) Налог на доходы иностранных организаций Игорный бизнес
Уровень инфляции в ноябре 2022 г. по сравнению с декабрем 2013 г. составил 120,8%. А это значит, что выполняется условие проведения обязательной переоценки зданий, сооружений и передаточных устройств на 01.01.2023. Переоценка остального имущества не является обязательной и подлежит переоценке в случае принятия такого решения самой организацией.
Переоценка производится на 1 января года, следующего за отчетным, за период, прошедший с даты предыдущей переоценки по 31 декабря отчетного года, с отражением ее результатов в соответствии с законодательством в бухгалтерском учете организациями 31 декабря отчетного года. Напомним, что предыдущая обязательная переоценка производилась на 01.01.2014. Если организации не производили добровольную переоценку имущества, в этом 2022 году необходимо переоценить стоимость имущества за все годы с даты последней переоценки в 2014 году. Белстат опубликовал коэффициенты переоценки основных средств по состоянию на 01.01.2023.
Основное нововведение (подпункт 1.1 Указа №12) – с 1 января 2024 года вводится обязательная ежегодная переоценка зданий, сооружений и передаточных устройств, независимо от уровня инфляции и каких-либо иных критериев, при этом сохраняется возможность добровольной переоценки в отношении иных видов имущества (помимо зданий, сооружений, передаточных устройств).
С 1 января 2023 года вступили в силу изменения в порядок начисления амортизации – Инструкцию о порядке начисления амортизации Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденную постановлением Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства архитектуры и строительства от 27 февраля 2009 г. №37/18/6. В соответствии с внесенными изменениями предусмотрено следующее.
20 декабря 2022 года подписан Указ № 430 «О списании курсовых разниц», который устанавливает подходы к учету курсовых разниц с 1 января 2023 года.
19 октября 2022 года на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь опубликован Закон Республики Беларусь от 11.10.2022 N 210-З "Об изменении законов по вопросам бухгалтерского учета и отчетности".
Административная ответственность за нарушение законодательства о ценообразовании.
Закон, за исключением отдельных положений, вступает в силу 27 декабря 2022 года. Законом Республики Беларусь от 9 декабря 2022 года № 226-З «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности» вводится ответственность за неуказание в ТТН или ТН сведений, связанных с установлением цен на товары, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен, а равно указание в таких документах недостоверных сведений.
Указанные действия влекут наложение штрафа в размере до 20 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – в размере до 10% суммы денежной оценки хозяйственной операции, указанной в этих документах.
Обязанность вносить дополнительные сведение в ТТН или ТН в отношении потребительских товаров введена п. 12 Постановления Совета министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713 «О системе регулирования цен».
Пунктом 9 Постановления Совета Министров № 713 «О системе регулирования цен» введена обязанность для производителей составлять экономические расчеты, обосновывающие уровень отпускных цен на потребительские товары, с расшифровкой статей затрат в соответствии с порядком планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции.
ИНСТРУКЦИЯ о порядке планирования и калькулирования себестоимости продукции для целей ценообразования
Пунктом 10 и 20 Правил N 31 определено, что продажа товаров при осуществлении розничной торговли по образцам в части, не урегулированной Правилами N 31, регулируется Правилами N 703 от 22 июля 2014, исходя из положений пункта 22 Правил N 703, где указано, что основными носителями информации покупателю о товаре являются ценник и прейскурант розничной цены, но раздельное указание суммы НДС в ценнике не предусмотрено.
Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь 30.12.2022 № 116 ИНСТРУКЦИЯ о порядке установления и применения регулируемых цен на товары (ранее № 69)
Конкретные сведения (кроме установленных Инструкцией о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной) в 2023 году необходимо дополнительно вносить в ТТН или ТН.
Министерство антимонопольного регулирования и торговли указывает в дополнительных разъяснениях:
► производители и импортеры дополнительно вносят сведения об отпускной цене, виде скидки (с отпускной цены, оптовая), размере скидки с отпускной цены, включение в отпускную цену расходов по доставке товара (ФСО или ФСН);
► организации, осуществляющие оптовую торговлю дополнительно указывают отпускную цену производителя (импортера), оптовую надбавку, вид предоставленной производителем (импортером) скидки (с отпускной цены, оптовая), информацию о сумме фактических расходов по доставке товаров (в случае поставки товара от производителя (импортера) на условиях ФСО).
► нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка установления (формирования) и (или) применения тарифов;
► нарушение установленных уполномоченными государственными органами фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, предельных надбавок (скидок, наценок);
► реализацию товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), без экономических расчетов, подтверждающих уровень отпускных цен (тарифов), или с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов). При этом, нарушения порядка согласования отпускных цен является нарушением установленного порядка регистрации цен.
Составлять протоколы об административных правонарушениях за неуказание в ТТН или ТН необходимых сведений будут исполнительные комитеты, а рассматривать дела будут административные комиссии исполнительных комитетов.
Министерство антимонопольного регулирования и торговли в пределах компетенции разъясняет
С января 2023 года действует запрет на осуществление товарообменных операций без поступления денежных средств
В соответствии с п. 14 Постановления Совета Министров от 19.10.2022 № 713 с 1 января 2023 года на территории Республики Беларусь при осуществлении предпринимательской деятельности запрещаются товарообменные операции без поступления в установленном порядке денежных средств юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, к числу которых отнесены:
► бартер
► мена
► зачет
► новация
► отступное
Исключением из установленного запрета являются:
► Внешнеторговые операции
► Операции между организациями, входящими в созданный в установленном законодательством порядке холдинг
► Операции, согласованные с соответствующим государственным органом в установленном порядке.
Решение ГОИК от 24.02.2023 № 167.
Порядок согласования товарообменных операций предусмотрен регламентом, утвержденным постановлением МАРТ от 24.10.2022 № 67
Годовая инвентаризация в учреждении: новые электронные формы и важные детали в 2023 году. С текущего 2023 года для оформления инвентаризации нужно применять ряд новых электронных документов. В остальном же требования не изменились, сравнение с РФ читать далее):